2.2. Общие обязанности водителей

Часть 2

Начало здесь.

ИСПРАВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Водитель обязан осуществлять движение исключительно на исправном транспортном средстве. А для этого перед началом движения он обязан убедиться в отсутствии неисправностей, предусмотренных «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (и Приложением к ним – «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»).

Согласно ПДД, все неисправности транспортных средств, предусмотренные вышеуказанными документами, можно условно разбить на две группы:

  1. Абсолютные неисправности;
  2. Относительные неисправности.

К абсолютным – «настоящим» — неисправностям мы относим те, которые оказывают серьезный и безусловный ущерб безопасности дорожного движения. Иными словами, от факта их наличия безопасность движения зависит ФУНКЦИОНАЛЬНО: есть неисправность – движение является опасным. Поэтому и не секрет, что водителю…

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Остановимся на каждой из этих неисправностей:
1. Неисправность рабочей тормозной системы;

2. Неисправность рулевого управления;

3. Неисправность сцепного устройства (при движении с прицепом);

4. Неисправность внешних световых приборов (при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости);

5. Неисправность стеклоочистителя со стороны водителя (при движении в условиях дождя или снегопада).

Согласитесь, сам факт наличия перечисленных неисправностей серьезно «бьет» по безопасности дорожного движения. Действительно, попробуйте произвести экстренное торможение при неисправности тормозов… Или двигаться в темное время суток с негорящими фарами и задними габаритными огнями… ДТП обеспечено!

В данном случае алгоритм действий водителя при возникновении этих самых пяти неисправностей должен быть единым: при обнаружении соответствующей неисправности — остановиться, попытаться устранить ее на месте, а при отрицательном результате – отказаться от эксплуатации транспортного средства.

Однако неисправности бывают разными. Поэтому…

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Прочие неисправности, предусмотренные «Перечнем…», следует назвать относительными, ибо водителю все-таки разрешается добраться до места ремонта или стоянки. Это достаточно большой перечень неисправностей. О них мы поговорим при анализе соответствующего раздела нашего сайта.

Здесь же позволим себе заострить внимание на каком-либо одном примере подобной неисправности – например, нефункционирующем спидометре.

Водитель не может контролировать скорость своего транспортного средства, а этой уже небезопасно. Однако факт наличия подобных неисправностей «бьет» по безопасности дорожного движения КОРРЕЛЯЦИОННО. То есть безопасность, конечно же, страдает, но осторожность и предусмотрительность водителя могут компенсировать этот недостаток.

Алгоритм действий водителя в этом случае будет несколько иным: при обнаружении неисправности – остановиться, попытаться устранить ее на месте, а в случае невозможности сделать это – следовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением мер предосторожности. (Правда, некоторые водители с такими неисправностями всю жизнь осуществляют движение до места ремонта или стоянки.)

ПРОХОЖДЕНИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Согласитесь, можно и не комментировать данный пункт Правил. Общеизвестно, что водитель обязан проходить освидетельствование на состояние опьянения. Однако, есть здесь несколько принципиальных «НО»…

Первое «НО».

Требование о прохождении водителем освидетельствования на состояние опьянения может исходить только от должностного лица, которое наделено правом государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Общие обязанности водителей

К примеру, слегка подвыпивший участковый потребовал от водителя пройти освидетельствование на состояние опьянения. Ну, ему показалось, что Вы пьяны. Это – превышение должностных полномочий. Подобным правом обладает, к примеру, инспектор ДПС. Здесь уже не отвертишься. Хотя, почему не отвертишься? Есть же второе «НО».

Второе «НО».

Для того чтобы подвергнуть водителя процедуре освидетельствования, у соответствующего уполномоченного лица должны быть основания. Так, согласно Постановлению Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 г., «достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы;
  • нарушение речи;
  • резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • поведение, не соответствующее обстановке».

Иными словами, если водитель не «обладает» вышеперечисленными «достоинствами», он не подлежит освидетельствованию на состояние опьянения. По крайней мере, знанием этого обстоятельства можно огорошить и даже урезонить особо зарвавшегося гаишника.

Третье «НО».

Водителю важно помнить, что существует две независимые друг от друга процедуры освидетельствования: собственно освидетельствование (на месте) и медицинское освидетельствование.

Собственно освидетельствование (на месте) представляет собой анализ на состояние ТОЛЬКО АЛКОГОЛЬНОГО опьянения и никакого иного.

Общие обязанности водителей

Поэтому разговоры инспектора о том, чтобы «пописать в пластиковый стаканчик для экспресс-теста на употребление наркотиков», -  грубое нарушение Закона.

И еще один момент. От освидетельствования на месте водитель может отказаться, сославшись, к примеру, на свою брезгливость: касаться губами мундштука алкотестера не каждый захочет. А если он уже немножко б/у?

Что касается медицинского освидетельствования на состояние опьянения (любого опьянения!), то отказ от него – это автоматическое признание водителя находящимся в состоянии опьянения и применение соответствующих административных санкций.

Однако Правилами предусмотрена одна категория водителей, которые обязаны проходить процедуру описанного ранее освидетельствования по требованию сотрудников ВАИ – военной автомобильной инспекции.

Общие обязанности водителей

Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.

Резюмируем для простоты. Данные водители, помимо инспектора ДПС, обязаны подчиняться и законному требованию сотрудников ВАИ о прохождении освидетельствования на состояние опьянения.

И еще один момент.

В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

Данный пункт оставим без комментариев, ибо законодательно методика данных процедур не прописана. Хотя первые ростки данного положения проклевываются: с 1 сентября 2013 года водители, лишенные права управления транспортным средством должны будут сдавать теоретический экзамен по ПДД.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:

  • сотрудникам полиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Интересы общества (или конкретного человека) не всегда совпадают с интересами государства, государственных служб. Правила предусматриваются случаи, когда водитель транспортного средства обязан предоставлять себя и свой автомобиль определенной категории должностных лиц.

Во-первых, это сотрудники полиции (МВД), федеральных органов государственной охраны (ФСО), органов федеральной службы безопасности (ФСБ). Подобное право возникает у них в связи с выполнением неотложного задания.

Во-вторых, это медицинские и фармацевтические работники, когда они осуществляют перевозку граждан в условиях, угрожающих их жизни.

Независимо от направления движения водитель обязан предоставить свое транспортное средство указанным категориям должностных лиц. Можно, конечно, возмущаться и негодовать по этому поводу. Однако здесь есть два «смягчающих»  обстоятельства.

Первое. Представьте себе на минутку (не дай Бог, конечно), что помощь правоохранительных органов или медиков нужна именно Вам или Вашим близким. Вряд ли Вы будете выступать против подобной обязанности.
А вот и второе обстоятельство.

Примечание.

Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

Таким образом, водитель имеет право потребовать выдачи ему документов, удостоверяющих факт выполнения им функций по предоставлению своего транспортного средства в распоряжение соответствующих должностных лиц. А вдруг жена (или муж) заревнуют: «Где ты был(-а)? Где шлялся(-лась)?»

Но и это еще не все.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

Следовательно, органы ФСО и ФСБ будут обязаны по требованию владельца транспортного средства возместить причиненные убытки, расходы и ущерб в соответствии с действующим законодательством (например, компенсировать стоимость горюче-смазочных материалов).

Кстати, о предоставлении транспортного средства. Наша обязанность предоставлять свое транспортное средство – это не какой-то чисто «рассейский» нонсенс. Например, в пресловутых демократических США водителя так же могут «выкинуть» из его  транспортного средства во имя защиты достижений «великой» американской демократии.

Нас, по крайней мере, как в стране хваленой демократии, не вышвыривают из транспортного средства.

 

Содержание статьи:

  • перед началом движения водитель обязан
  • обязанности водителя перед началом движения
  • порядок предоставления транспортных средств должностным лицам
  • обязанности водителей перед началом движения

Обсуждение: Один комментарий
  1. виктор:

    здравтствуйте в наших пдд оказывается столько неразберихи и непонятных пунктов и терминов что сами инспекторы отказываются их прокоментировать. Вот пример из жизни статья 2.3.1 сгоревшая лампочка ближнего света во время движения в солнечное время суток которую водитель не смог физически увидеть в одной фаре инспектор констатирует факт управления а на вопрос как можно обеспечит исправное техническое состояние в пути не видя неисправности ответа нет вот так и стригут купюры с водителей как с баранов шерсть по всей необъятной России суды все на стороне закона(судебная практика)и таких пунктов в пдд не один десяток набереться.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Это не спам (обязательно)

Наши партнеры:
GPS ГЛОНАСС Трекер Т-15 Кредитка
© 2017 Пдд онлайн