Общие положения. Преимущество в движении. | Пдд онлайн

1.7. Общие положения. Преимущество в движении

Огромное число ДТП (дорожно-транспортных происшествий) связано с тем, что кто-то кому-то не уступил дорогу. Другими словами, кто-то не предоставил кому-то преимущественное право на движение, предписанное Правилами.
Давайте попробуем разобрать блок понятий, связанных с наличием и отсутствием преимущества в движении.

ПРЕИМУЩЕСТВО (ПРИОРИТЕТ)

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Это одно из центральных понятий в ПДД. Обладание преимуществом (или приоритетом) означает, что данный участник дорожного движения имеет право на то, чтобы первым выполнить намеченное – например, двигаться в интересующем его направлении в прежнем скоростном режиме. Другие же участники движения обязаны уважать его преимущественное право и уступать дорогу.

Зададимся конкретными примерами приоритетности.

Приоритет

Например, преимуществом пользуются пешеходы, переходящие проезжую часть по пешеходному переходу.

Преимущество в движении.

Преимуществом пользуется спецавтомобиль с включенными проблесковыми маячками синего (или синего и красного) цвета и включенным специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны).

ГЛАВНАЯ ДОРОГА

Весьма распространенным случаем преимущества (приоритета) является движение по главной дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Попробуем упростить данное – весьма емкое – определение.

Итак, главная дорога, движение по которой предоставляет преимущество водителю транспортного средства, бывает трех видов.

1. Главной дорогой будет участок дороги, обозначенный знаками «Главная дорога» (2.1), «Пересечение со второстепенной дорогой» (2.3.1), «Примыкание второстепенной дороги» (2.3.2 – 2.3.7), «Автомагистраль» (5.1).

Главная дорога

Двигаясь по данным дорожным знакам, водитель будет пользоваться преимуществом перед теми транспортными средствами, которые находятся на второстепенной дороге.

Главная дорога

2. Главной дорогой (при отсутствии указанных ранее знаков) будет дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, бутовый камень, брусчатка и пр.) по отношению к грунтовой дороге. Соответственно, грунтовая дорога будет второстепенной дорогой, по отношению к главной, которая обладает твердым покрытием.

Второстепенная дорога

Кстати, даже если на второстепенной дороге перед перекрестком есть небольшой участок с твердым покрытием (как видно на рисунке выше), — все равно, — это второстепенная дорога. А участок с твердым покрытием сделан специально для того, чтобы не нарушать Правил и обеспечить максимальную безопасность движения.

Помните, есть общее требование ПДД – не загрязнять покрытие дорог. Так вот, заасфальтированное «ушко» перед перекрестком – это способ избежать загрязнения проезжей части кусками грязи и глины, которая обязательно налипнет в непогоду на колеса выезжающей на перекресток машины.

На этих «ушках» водители должны останавливаться и очищать поверхности своих колес от грязи и глины, которым не место на дороге.

3. Главной дорогой признается любая дорога по отношению к выезду с прилегающей территории (дворов, жилых массивов, АЗС и пр.).

Главная дорога

Все просто. Выезжая с прилегающей территории, водитель попадает на главную дорогу. Однако здесь есть одно большое «НО»…

В данное положение ПДД закралась неточность. Дело в том, что, как мы выяснили ранее, прилегающая территория не является дорогой, а выезды с нее не считаются перекрестками. Да и 8 раздел Правил обязывает водителя выезжающего с прилегающей территории уступать дорогу всем транспортным средствам и пешеходам, которые по ней  двигаются.

Однако эта неточность играет в пользу безопасности дорожного движения. Поэтому простим ее, позиционировав следующий принцип: выезжая с прилегающей территории, водитель выезжает на главную дорогу. А посему — должен уступить дорогу.

И последнее. Важно помнить, что принцип «главности» дороги распространяется только на транспортные средства и не касается пешеходов. Взаимоотношения пешеходов и водителей регулируются специальными нормами ПДД.

УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)

Говоря о преимуществе, не следует забывать о том, что есть и оборотная сторона медали – отсутствие преимущества (приоритета).

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Согласитесь, достаточно сложное определение. Попробуем его упростить.

Главный смысл требования уступить дорогу – это не создать помех для движения тем участникам, которые в настоящий момент пользуются преимуществом (приоритетом).

Помехи могут выражаться в необходимости изменить: а) скорость движения; б) направления движения.

И чтобы выполнить требование «несоздания помех», необходимо сделать все возможное (отказаться от начала, возобновления или продолжения движения).

Очень часто понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» связано с действием одноименного дорожного знака «Уступите дорогу» (2.4).

Давайте обратимся к конкретному примеру.

Уступите дорогу

Анализ дорожной ситуации позволяем сделать нам следующий вывод: мы находимся перед перекрестком на второстепенной дороге. И наша обязанность – уступить дорогу легковому автомобилю, двигающемуся по главной дороге.

Следовательно, мы должны воздержаться от любых действий, которые заставят водителя «легковушки» испытать помехи (изменять направление или скорость своего движения).

В то же самое время понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» – весьма коварное. Некоторые водители полагают, что по требованию уступить дорогу следует обязательно остановиться. Это неправильно. Если нам некому уступать дорогу, то и останавливаться не следует.

Уступите дорогу

И еще один существенный момент. Бывают случаи, когда мы должны уступить дорогу, но своими действиями не создадим помех приоритетному участнику движения. В этом случае мы можем продолжить движение, ибо выполним требования о «несоздании помех».

Вот с последним положением попробуем разобраться более детально.

Уступите дорогу

Судя по дорожному знаку, мы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю, находящемуся на главной дороге. Однако траектории движения наших транспортных средств на перекрестке не пересекаются.

Поэтому мы, поворачивая направо, не создадим помех грузовику, осуществляющему левый поворот. Следовательно, в данной ситуации мы имеем право начать движение, но, только убедившись, что не создаем помех грузовому автомобилю.

ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»

Скажем честно, в ПДД нет такого понятия. Оно – продукт обыденного языка инструкторов, водителей и инспекторов ГИБДД. Однако правило «правой руки» — это универсальный принцип ПДД, который так же касается проблемы приоритетности в движении. Именно поэтому мы своим волевым решением вводим такое понятие в наше изложение (не ждать же комментирования раздела 8 ПДД).

Суть правила «правой руки» раскрыта в пункте 8.9 ПДД.

«8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Итак, представим себе такую ситуацию: мы подъехали к перекрестку и не можем определить, кому принадлежит преимущественное право на движение, а кто, соответственно, обязан уступить дорогу.

Правило правой руки

В этом случае вступает в действие универсальное правило «правой руки»: водитель, у которого есть помеха справа, должен этой помехе уступить дорогу. Иными словами, на представленном выше рисунке мы должны уступить дорогу помехе справа – грузовому автомобилю.

А вот на следующем рисунке – обратная ситуация.

Правило правой руки

Поворачивая налево, мы не имеем помехи справа в лице грузового автомобиля. А вот  грузовой автомобиль, напротив, испытывает помеху справа от нас. Следовательно, он и уступит нам дорогу.

Или вот еще один пример.

Правило правой руки

Мы выезжаем с места парковки (стоянки) одновременно с другим автомобилем. И первым в этом случае проедем отнюдь не мы. А причина – в правиле «правой руки»: мы имеем помеху справа в лице отъезжающего вместе с нами автомобиля. Мы должны уступить ему дорогу.

И последние. Правило «правой руки» действует только тогда, когда очередность проезда не оговорена Правилами.

Уступите дорогу

В этом случае правило «правой руки» не действует, потому что Правила оговаривают очередность проезда в ситуации, представленной на рисунке.

Подведем общий итог по шестому блоку понятий ПДД, связанных с преимуществом в движении. Вопросы приоритета или отсутствия преимущества играют принципиальное значение в обеспечении безопасности движения. Уважение чужого права на первоочередное движение – это залог безаварийной езды.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Содержание статьи:

  • https://autoass ru/kurs-pdd/pdd-1-7 html
  • преимущество на дороге
  • грунтовая дорога пдд
  • Кто имеет преимущество в движении

Обсуждение: 20 комментариев
  1. Наталья:

    Скажите, пожалуйста, почему у вас пункты идут не по-порядку? Например, после 1.5 идет 1.7. Что-то удалено?

  2. Валентина:

    Здравствуйте. Прочла Вашу статью о преимуществе в движении. Безмерно благодарна за доступность ее объяснения. В голове все (по данной теме) разложилось по полочкам.

    Меня мучает один вопрос. Могли бы ли Вы его также прокомментировать. Вопрос касается п. 8.1 ПДД подпункта 1. В данном подпункте всего 2 предложения. Второе предложение такое: «При выполнении маневра не должны создаваться опасность, а также помехи другим участникам дорожного движения».

    Вопрос такой: как Вы считаете оно по смыслу должно совпадать в первым предложением, с которым находится в одном абзаце, или данная рекомендация (если так ее можно назвать или предупреждение) — это самостоятельное требование п. 8.1, без связки со смыслом первого предложения? (ой сколько нагородила!)

    Буду Вам очень признательна за Ваши комментарии.

  3. татьяна:

    Вопрос: я еду по скоростной трассе с максимально допустимой скоростью, догоняет другой автомобиль на большей скорости и переключением света фар с дальнего на ближний требует уступить ему дорогу а мне для этого необходимо сбросить скорость подстраиваясь под транспорт едущий по соседней полосе, кто кому создает помеху?

  4. Елена:

    Добрый день.

    Объясните пожалуйста: проезжая полоса в 4 ряда. Каждый правый ряд размечен под парковку, но на ней автомобили не припаркованы (до определенного момента). Законопослушные водители перемещаются по левой полосе. «Шустрики» по правой (которая размечена под парковку). И вот на пути встречатся припаркованный автомобиль и «шустрики» начинают влезать в основной поток. Обязаны ли в этой ситуации водители руководствоваться ст. 8.9. и пропускать «шустриков»?

    • Влад:

      Нет не обязаны, т.к. «шустрики» осуществляют маневр перестроения, и при этом сами не должны создавать помех движущимся по полосе ТС.

  5. Alisson:

    Спасибо Вам огромное! Замечательно и кратко объяснено, можно сказать душевно))

    У меня вопрос следующий, имеют ли какой нибудь приоритет трамваи?

    Заранее благодарю!

  6. Деление дорог на главные и второстепенные необходимо для организации движения через нерегулируемые перекрестки. Транспортные средства, находящиеся на главной дороге имеют преимущество перед машинами, находящимися на второстепенной дороге.

  7. Елена Ш:

    Здравствуйте. Всё интересно, доходчиво.

    Хотелось бы уточнить: у нас есть перекрёсток (крестом), недавно положили асфальт на одной из дорог ровно до центра перекрёстка. Три ветки остались грунтовыми. Так, понятно, съезжаю с асфальта — главная — меня пропускают. А вот когда с трёх грунтовых дорог пытаются въехать 3 машины.Кто кого должен пропустить? Здесь используется правило «правой руки»?

  8. Владимир:

    п.7.1 ПДД

    Аварийная сигнализация должна быть включена при буксировке...

    п.19.1

    на прицепах и буксируемых мех.ТС габаритные огни

    Аварийная или габаритные огни?

  9. Ольга:

    С главной дорогой понятно. А если на перекрестке стоят знаки приоритета, с двух второстепенных дорог выезжают автомобили, одна из дорог грунтовая, причем грунтовая справа у какой из второстепенных приоритет?

  10. Роман:

    Идет федеральная трасса. Далее переправа через реку. Но в связи с обмелением реки подьезд к федеральной трассе перенесен на параллельную муниципальную трассу. И такое изменение сохраняется более 10 лет. Ранее проезд по федеральной трассе с учетом переноса на муниципальный отрезок считался главной дорогой. Два года назад якобы из-за того, что часть дороги является муниципальной собственностью, на этом участке поставили знак «Уступи дорогу». Таким образом часть проезда по федеральной трассе потеряла статус главной дороги. ГИБДД, с подачи эксплуатирующей организации считает, что это правильно. И успокаивает, что знак «Главная дорога» на федеральной трассе появится как только изменится форма собственности участка дороги с муниципального на федеральный. Насколько верно мнение уполномоченных структур?

  11. Должна ли на второстепенной дороге быть разметка сплошная линия? Отремонтировали дорогу-дублера, поставили с десяток знаков, разметок, теперь по ней почти не ездят.

  12. Ирина:

    Добрый день! Как регламентироваться при заснеженной дороге? Например, автомобиль едет зимой по дороге по которой проложен асфальт и сталкивается с автомобилем на перекрестке, который едет по грунтовой дороге справкой стороны. ГИБДД считают, что в данном случае действует правило"правой руки" потому, что дорога заснеженная, знаков нет и дороги равнозначные. Чем регламентироваться в этом случае?

  13. Евгений.:

    У вас ошибочка выходит. При выезде с прилегающей территории, синий автомобиль должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения, после этого выехать с парковки. Здесь правило правой руки не работает. Мы проедем перекресток первыми. По вашей логике, теперь надо уступать всем справа, из какой бы стоянки они бы не выехали.

  14. Евгений.:

    Извиняюсь. Мы выезжаем с парковки. Значит мы уступаем дорогу. Синий проедет первым но не из за правила правой руки. А из за выезда с прилегаюшей территории...

  15. Альбина:

    Передо мной задним ходом с парковки выезжает ТС1, я перестраиваюсь на свободную встречную полосу и продолжаю движение.ТС1, выравния авто, тоже выехал на встречку, произошло столкновение.Кто виноват?

  16. Павел:

    Нашел статью эту по поиску интересных моментов, а в данном случае ««Главная дорога» — ... или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий»

    На практике некоторые ГИБДДэшники считают дорогу асфальтированную приоритетнее чем гравийная дорога. Некоторые «юристы» обосновывают это тем, что асфальт тверже гравия)), хотя даже по материалу асфальт является куда мягче.

    Еще могут быть случаи что например гравий ушел в почву и утрамбовался, видно грунт и сколько то гравия, считать ли такую дорогу из твердого материала или же это будет грунтовая дорога? 🙂

  17. Арман Павлович Булатов:

    Не правильная трактовка «намеченного направления». Направление намеченно не водителем, о организацией дорожного движения. Движение по встречке НЕ является движением в намеченном направлении!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Это не спам (обязательно)

Метки
ПДД автомагистраль велосипед вид транспортного средства въезд запрещен выезд на дорогу с односторонним движением выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств главная дорога горизонтальная разметка дорожная разметка дорожные знаки запрещающие знаки знаки дополнительной информации знаки особых предписаний знаки приоритета знаки сервиса зона действия информационные знаки искусственная неровность конец населенного пункта конец полосы мопед направление движения транспортных средств с опасными грузами начало населенного пункта начало полосы номер маршрута обгон обязанности водителей ограничение массы опасная обочина опасный поворот опережение остановка пешеходный переход полоса движения получить права предварительный указатель перестроения предписывающие знаки препятствие расстояние до объекта способ постановки транспортного средства на стоянку стоп-линия стоянка таблички тупик

Политика конфиденциальности

© 2024 Пдд онлайн