1.2. Общие положения. Дорога и ее элементы

Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д. 

Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.

Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.

И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.

Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных какими-то родственными признаками.

Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.

Нам представляется, что центральным в Правилах дорожного движения является понятие дороги. Действительно, Правила-то ДОРОЖНОГО движения…

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Рассмотрим для начала первую часть этого определения. Итак, «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения…

Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.

Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).

Дорога

А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).

Дорога

Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.

Мост

Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.

Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.

Дорога

А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:

  1. Проезжей части (или нескольких проезжих частей);
  2. Разделительной полосы (или нескольких разделительных полос) – при наличии;
  3. Обочин – при наличии;
  4. Тротуаров – при наличии;
  5. Трамвайных путей – при наличии.

Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.

Рассмотрим ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.

Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).

Проезжая часть

Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.

Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.

Во-первых, «разделительная полоса» — элемент дороги, … разделяющий смежные проезжие части.

Разделительная полоса

Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.

Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.

Разделительная полоса

И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.

Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.

Разделительная полоса

Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д. 

Проезжая часть

Идем дальше. Вернемся к понятию разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1…

Разделительная полоса

Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.

Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.

Разделительная полоса

Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.

Разделительная полоса

В этой связи необходимо седлать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.

Разделительная полоса

Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.

Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.

И, наконец, еще одна характеристика разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, … не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.

Подведем еще один предварительный итог.

Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.

Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина

Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).

В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.

Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.

Обочина

Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.

Обочина

Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.

Обочина отсутствует

Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.

Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Тротуар

Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.

Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.

Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.

Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.

Обочина

Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.

Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.

Трамвайные пути

Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.

На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.

Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.

Полоса движения

Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.75.15.8.

Полоса движения

А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.

Полоса движения

Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.

Дорога без разметки

Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?

Это не так. Давайте вспомним определение: «полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой…

И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:

  1. Ширины проезжей части;
  2. Габаритов транспортных средств;
  3. Необходимых интервалов между ними.

Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).

А сейчас давайте зададимся конкретным примером.

Количество полос движения

Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).

Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).

ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.

Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.

Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Содержание статьи:

  • что такое дорога
  • проезжая часть
  • разделительная полоса
  • элементы дороги

Обсуждение: 82 комментария
  1. Дмитрий:

    Тротуар разделенный канавой от проезжей части и обочины имеет принадлежность к дороге или нет ? Это не малый нюанс !

    • Евгений:

      Да, нюанс не малый и не редкий! Но тротуар все равно остается элементом дороги.

      • Андрей:

        А как далеко должен быть расположен тротуар от дороги, если один идет сразу вдоль проезжей части, а потом метров 100 газона и переходная дорожка вдоль дома. Это к дороге относится или к дому?

        • Евгений:

          Интересный вопрос! Только вот для водителя это безразлично, ибо по тротуарам ездить нельзя и стоять тоже. Не вижу прикладного смысла в решении этого вопроса. Хотя чисто теоретически — интересно! Но, думаю, что это будет прилегающая территория, не являющаяся дорогой.

          • Андрей:

            Здравствуйте! Полагаю, у решения этого вопроса есть и практическая цель. Например, в части 8 правил сказано, что при выезде на дорогу водитель обязан уступить участникам движения, движущимся по ней. Если мы придём к выводу, что это тротуар, то приоритет пешехода на такой дорожке вдоль дома гарантирован. Если же это просто дорожка на прилегающей территории, то право пешехода может подвергаться сомнению, если это пересечение дорожки с выездом не является дворовой территорией или жилой зоной.

            Далее, движение по дорожке, не являющейся тротуаром и не являющейся пешеходной дорожкой в смысле, определённой правилами (в т.ч. обязательно обозначенной знаком "пешеходная дорожка), то в ПДД нет запрета движения ТС по ней.

        • Андрей:

          Вот я тоже ниже спрашивал, какое предельное расстояние дорожки от ПЧ позволяет относить её к элементу дороги- тротуару? И зависит ли это от ширины ПЧ. Пока, думаю, вопрос открыт.

      • Алексей:

        Здравствуйте, скажите, пожалуйста, входит ли велосипедная дорожка в состав проезжей части? Ведь велосипед — безрельсовое транспортное средство. Охватывает ли проезжая часть велодорожку? В ПДД как-то неоднозначно сказано. Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Под это определение подходит велосипедная дорожка, ведь велосипед является «безрельсовым транспортным средством». А если смотреть определение велосипедной дорожки: конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1, то в этом определении велодорожка не является проезжей частью. Можно ли сказать, что велодорожка является составляющей проезжей части? Или все-таки отдельная дорога?

    • Андрей:

      Если он отделён канавой от обочины — то это однозначно не тротуар. Потому что по определению тротуар примыкает к ПЧ либо отделён от неё газоном. А обочина це не газон, другого элемента дороги межу тротуаром и ПЧ (или велосипедной дорожкой) быть не может.

      А вот канава между тротуаром и ПЧ, возможно, может считаться газоном. Либо если канава узкая (сантиметры), то можно считать, что тротуар примыкает к ПЧ.

  2. Елена:

    Подскажите, пожалуйста, такой нюанс. Трамвайные пути делят проезжую часть на две или нет?

    • Трамвайные пути не делят дорогу на две проезжих части. Пути можно сравнить с дополнительными полосами движения.

      • Владимир:

        Уважаемый Евгений! Вынужден не согласиться с вашим утверждением — «Трамвайные пути можно сравнить с дополнительными полосами движения».

        Такое утверждение может привести к административному правонарушению, предусмотренному ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ — "1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги... " — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. "

        • Уважаемый Владимир! Вы наверное не прочитали вопрос Елены и не поняли суть моего ответа. Я разве предложил ездить по трамвайным путям?

          • Владимир:

            Уважаемый Евгений!

            Хочу сразу отметить — блог понравился.

            Прошлый раз я высказался именно в свете вопроса Елены о трамвайных путях и разделительной полосе (не раскрывая суть). Однозначно на вопрос Елены я бы не стал отвечать. В данном вопросе можно ответить «да» и «нет». Все зависит от некоторых нюансов. Вопрос о разделительной полосе более серьезный, чем многие думают. Прошлый раз упор сделал на п. 9.6 Правил, но это ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ. Более серьезно может быть нарушение п.8.6 Правил, а это уже ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

            Если появится интерес, я готов обсудить данный вопрос (можно здесь, но лучше на mail).

            • Евгений:

              Владимир, очень рад, что вы остались довольны сайтом. А данный вопрос будет полезно обсудить не только нам с вами. Так что, если не трудно, напишите ваши пояснения в комментарии.

  3. Наталья:

    А скажите, вот на картинках, где сравниваются разделительная полоса и двойная сплошная, разделительная полоса делит проезжую часть на две или это происходит, только если полоса выделена конструктивно, газон?

    • Евгений:

      Разделительная полоса делит проезжую часть на две в любом исполнении (конструктивно или просто в виде разметки).

  4. Юля:

    Если на перекрестке не обозначен пешеходный переход, то как пешеход должен перейти проезжую часть?

  5. Алексей:

    Здравствуйте, хочу задать вопрос двигаясь по дороге с разделительной полосой на нерегулируемом пешеходном переходе, пешеход слева до разделительной полосы или на ней .Какие мои действия должен я его пропускать или пока он не вышел на мою сторону дороги проехать.

  6. Здравствуйте, Алексей!

    14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

    Если пешеход одной ногой встал на зебру, то мы уже обязаны его пропустить.

    • Алексей:

      Евгений здравствуйте.Все про правила проезда знаю, нигде не могу найти про то что дорога с разделительной полосой это ведь по сути две разные дороги, а инспектор читая пункт правил, считает вышедшего на проезжую часть встречного направления пешехода моим нарушением.

      • Сергей, а я не соглашусь.

        Это не две дороги, а одна.

        Но и в этом случае ИДПС будет не прав, ибо...

        «Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

        Иными словами, пешеходный переход — это участок проезжей части....

        И если пешеход «на встречке», за разделительной полосой, то Вы не обязаны пропускать его.

  7. Михаил:

    В Общем положение ПДД в понятие Дорога не входит Парковка, а в ПДД есть понятие парковка в котором указывается что парковка является частью дороги...

    Если на дороге установлен знак 3.27 и при этом в зоне действия знака расположена парковка без информирующего знака 6.4 разрешено ли там парковаться? Инспектора ГиБДД утверждают что можно при условии что оба правых колеса будут прилегать к бордюру...

  8. Иван:

    Евгений, здравствуйте! Полезно иногда вспомнить строгие определения, спасибо за статью. Но вот интересно, что в этих вроде бы всем понятных определениях не так то все очевидно. Например, представим себе дорогу, состоящую из двух проезжих частей по две полосы движения в каждой и с разделительной полосой. Строгое определение разделительной полосы ничего не говорит о направлении движения по полосам: теоритически в каждой проезжей части могут быть полосы противоположного направления, или скажем в одной проезжей части противоположного направления, а во второй обе полосы в одну сторону. Тогда получается на перекрестке с такой дорогой всегда должны стоять знаки и разметка. Конечно, если знаков и разметки нет, «из здравого смысла» водители, даже не задумываясь, скажут, что здесь однозначно по две полосы в попутном и встречном направлениях на каждой проезжей части соответственно. Или, скажем, знак кирпич, что может быть проще. Но я уверен, что не единственный начинающий автовладелец, который увидел его, висящим слева, и испытал чувство растерянности. Оставил его позади, потому что «очевидно было», что он там стоял для предостережения выезда на встречную полосу, но для подтверждения этого пришлось в ГОСТы лезть. Думаю, Вы и сами приведете множество примеров, когда четким знанием одних лишь ПДД не обойдешься!

    • Здравствуйте, Иван!

      Совершенно с Вами согласен. Наши ПДД не совсем идеальны. И бывают моменты, когда приходится лезть в гост-ы. А ведь многие и не знают, что кроме пдд еще что-то есть. Я и сам узнал о существовании гост-ов только тогда, когда начал преподавать в автошколе. Зачем так усложнили? Непонятно!

    • Андрей:

      Здравствуйте! В п. 1.2 прописано, что на дорогах РФ установлено правостороннее движение. Из этого следует, что по правой части дороги движение в одну сторону, по левой — в другую. Движение по каждой проезжей части в обе стороны противоречит принципу правостороннего движения: если по какой-то из полос левее самой правой организовано движение в обратную сторону, то это уже левая сторона, следовательно, ещё левее неё это тоже левая сторона, и там не может быть движения снова вперёд.

      По-моему, бывают дороги, где на одной из проезжих частей движение двустороннее, а на второй — одностороннее, но это может быть, только если по односторонней проезжей части движутся в ту же сторону, что и в ближних к ней полосах двухсторонней проезжей части.

      В частности, исходя из принципа правостороннего движения два трамвайных пути в обе стороны сбоку от проезжей части не могут являться частью дороги, так как опять будет нарушен принцип правостороннего движения: трамвай туда, трамвай обратно, машины туда, машины обратно. То есть, трамвайные пути сбоку проезжей части не входят в состав дороги, если трамваи по ним движутся во встречном направлении.

      • Здравствуйте, Андрей!

        Ну вы замудрили :)

        • Андрей:

          Так правила написаны очень лаконично и требуют анализа

          Например, понятие «дорога» с своё м определении ссылается на понятие «транспортное средство», но в определении «транспортное средство» фигурирует снова дорога. Как это понимать? Скорее, всего, это аксиоматический ввод понятий, когда устанавливаются между объектами соотношения, которым они должны удовлетворять...

  9. Александр:

    Доброго времени суток, но хотелось бы уточнить является ли газон частью дороги и распространяется ли на него действие знака «остановка запрещена»?

    • Здравствуйте, Александр!

      Знак «Остановка запрещена» на газон тоже действует.

      • Андрей:

        Полагаю, стоит уточнить, что на газон в пределах дороги (то есть, между ПЧ и тротуаром, либо тротуаром и велосипедной дорожкой, либо на разделительной полосе). В остальном случае карать будут экологи.

  10. Андрей:

    Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли предельное расстояние, до которого полоса, предназначенная для движения пешеходов и идущая параллельно проезжей части, является тротуаром (частью дороги)?

    Например, если она проходит в 50 метрах от проезжей части, а между ними трава, то считается, что это тротуар, отделённый газоном шириной в 50 метров, как элемент дороги, или это уже дорожка на прилегающей к дороге территории, а сама дорога тротуара с данной стороны не имеет.

    • Здравствуйте! В вашем случае тротуар уже не будет элементом дороги. Какие пределы между тротуаром и проезжей частью не могу сказать.

      • Андрей:

        Спасибо. А почему Вы считаете, он что уже не будет элементом дороги? Если идёт параллельно проезжей части?

        • Евгений:

          Ну 50 метров от дороги это уже слишком. Это уже не элемент дороги, а просто тротуар в стороне.

          • Androsor:

            Спасибо. Но а какой критерий того, слишком или нет?) Есть ли зависимость от ширины проезжих частей дороги. например, если сама ПЧ 50 метров шириной, то 30 метров от неё, наверное, ещё можно считать тротуаром?

            • Androsor, я Вас приветствую и попробую ответить.

              Тротуар может быть отделен от проезжей части газоном. Это общеизвестно. А ширина газона непринципиальна. Тротуар — часть дороги со всеми вытекающим отсюда последствиями.

              • Androsor1:

                Спасибо. Но получается, в само определение тротуара входит тот факт, что это элемент дороги. И точно такая же полоса асфальта, как и тротуар, но идущая посреди поля вдали от всех дорог, уже не будет являться тротуаром.

                А если эта полоса асфальта отделена газоном от проезжей части (или от велосипедной дорожки, с учётом новых дополнений ПДД), то это, по определению, тротуар. Но опять же, повисает в воздухе вопрос, до какой ширины полоса из травы может считаться газоном? Допустимы ли деревья на ней?

  11. Андрей:

    Спасибо большое, Евгений! Благодаря вашему сайту/порталу понял интерпретацию правил ПДД, без бутылки просто так не разберешься, а значит и билеты иногда решать не просто!

  12. Елена:

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли где-нибудь определение термина «Длительная стоянка»? В п. 12.3 сказано, что вне населенного пункта запрещена стоянка на дороге с целью длительного отдыха или ночлега. Как определить, в какой момент отдых переходит в разряд «длительного»?

    • Евгений:

      Здравствуйте, Елена!

      Я нигде такого определения не встречал. Думаю, имеется в виду стоянка на ночевку.

  13. Юрий:

    а чем является придомовая территория, дорогой или нет?

    • Андрей:

      В ПДД фигурирует, но не определяется понятие «дворовая территория». Придомовая территория, полагаю, это подвид дворовой. При этом, понятие «двор» более жёсткое, нежели «дворовая территория», то есть, территория, имеющая признаки двора. Двор, по определению — это вид прилегающей территории, на которой дорог быть не может. Однако, предполагаю. на дворовых территориях, в том числе, придомовых, территориях, могут быть как проезды, имеющие статус прилегающей территории, так и проезды, подпадающие под определение «дорога». Всё зависит от конкретной конфигурации строений, проездов и улиц, на которые выезжают с данных проездов. Например, если узкий проезд вдоль подъездов, со одной стороны, и детской площадки, с другой, напрямую соединяет две полноценные улицы, это дорога, а не часть двора или жилмассива (как вида прилегающей территории). Но данная дорога проходит по дворовой территории и требует соблюдения правил пункта 17.

  14. Игорь:

    Является ли тротуаром широкий участок рядом с торцом дома (более 5 метров), отделённый бордюрным камнем от въезда в дворовую территорию, а точнее — к стоящим там мусорным бакам для бытовых отходов? Может ли быть оштрафован водитель, припарковавший в этом месте автомобиль способом, показанным на табличке 6.2.7 за нарушение парковки?

  15. Игорь:

    Извините, способом, показанным на табличке 8.6.6 (задние колеса на бордюрном камне).

  16. Евгений:

    Игорь, если есть знак «Парковка» с табличкой «Способ постановки», — значит это и есть тротуар. И парковаться нужно только указанным на табличке способом.

  17. Игорь:

    Так нет никакой таблички! А «письмо счастья» есть. :)

    Вопрос в том, является ли эта площадка рядом с куском проезжей части «в никуда» (к мусорным бакам) тротуаром? Дом — не жилой, это административное здание, рядом с которым нет парковочных мест. У торца здания большая свободная площадка, отделенная от проезжей части бордюрным камнем. По этой площадке пешеходы не ходят — некуда. А с другой стороны проезжей части есть нормальный тротуар, ведущий во двор соседнего (жилого) дома. Естественно, люди, приезжающие на работу в административное здание, пытаются использовать любое свободное место для парковки. Отсюда и возникает вопрос: нарушаются ли при этом ПДД?

  18. Евгений Кертман:

    Игорь, я понял ситуацию.

    В Вашей ситуации спорным является вопрос о том, является ли этот «тротуар» тротуаром по Правилам. Нем это неизвестно. Но от ответа на этот вопрос и выстроится все остальное.

    Просто в наших нормах права (ПДД в том числе) есть так называемые «пробелы». Вы привели пример одного из таких «пробелов».

  19. Вадим:

    А подскажите, обочина какие имеет границы? Вопрос не банальный, поскольку движение по обочинам запрещено и карается штрафами, а за городом я могу объезжать огромную пробку за пределами обочины? Никак моя езда по буеракам не может быть запрещена ведь? Или я не знаю еще какого-то момента?

    • Евгений Кертман:

      Если я не ошибаюсь, то езда за пределами дороги карается не ГИБДД, а органами «экологистами». Однако я не особо компетентен в данных вопросах.

  20. Виктор:

    Евгений, поясните, пожалуйста такой нюанс: В соответствии с № 196-фз дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии А в соответствии с № 257-фз: — дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог Разница существенная.

  21. Евгений Кертман:

    Виктор, все очень просто. Разноликие определения дороги — это понятийный аппарат конкретного нормативно-правового акта (и того, и другого).

    Для водителя же определяющее значение имеет понятие дороги, данное в пункте 1.2 ПДД.

    • Андрей:

      Здравствуйте! Интересно, а если другой закон, например, КОАП, ссылается на понятие «Дорога», но в самом законе оно но определено, то как данный термин должен толковаться?

      Есть ли юридические правила рассмотрения нормативных актов в комплексе и порядок толкования слов, не определённых в данном акте?

  22. Анжелика:

    объясните пожалуйста

    если 2 сплошные — 1 проезжая часть,

    если разделительная полоса — 1 проезжая часть,

    а если где разделительная полоса к примеру трава растет и эта полоса широкая — это 2 проезжие части?????

    • Андрей:

      Думаю, да. Но если не нарушается принцип правостороннего движения при рассмотрении всей дороги.

  23. Елена:

    Здравствуйте.

    Просека в лесу по которой в состоянии проехать автомобиль, является ли дорогой общего пользования?

    • Андрей:

      Если там были следы попыток приспособить её под движение, то, думаю, это дорога, в соответствии с определением ПДД. Но вот общего ли пользования — вопрос.

  24. Геннадий:

    Как определить является ли проезжей частью пересечение нескольких проезжих частей если это площадь больших размеров, отсуствуют знаки и разметка? Пожалуйста! Жизненно важно! Суд с гаи!

  25. Оксана:

    Спасибо за понятную и доступную информацию!

  26. Игорь:

    Здравствуйте! в связи с пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ возникает вопрос: можно ли считать дорогой грунтовку в степи?

    • Андрей:

      Здравствуйте!

      Да, даже накатанная колея, согласно ПДД, — це дорога. Это подпадает под случай «ПРИСПОСОБЛЕННАЯ» и используемая для движения транспортных средств полоса земли".

      Другой вопрос, на какое именно определение дороги ссылаются в водном кодексе.

      Вообще не понятно, как у юристов принято трактовать термин, по-разному определённый в двух законах и используемый в третьем, где нет его определения.

  27. Олег:

    Добрый день. Фоторегистратором зафиксировали нарушение знака остановка запрещена, хотя автомобиль находился не на проезжей части, а на обустроенной территории (не газон, асфальт) возле административного здания.Если сделать поперечный срез получается: проезжая часть — бордюр — обустроенная территория — тротуарная дорожка — стена здания.Автомобиль стоял ровненько между бордюром и тротуаром. Есть ли нарушение ПДД в данном случае? Можно ли считать эту зону придомовой территорией?

  28. Александр:

    по правилам, водитель обязан пропустить пешеходов при повороте на лево или на право. А если две проезжие части разделены разделительными полосами выделанными конструктивно, а пешеход дошел до разделительной линии, может ли а.машина завершить поворот если пешеход еще не наступил вторую проезжую часть?

    «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.

    Во-первых, «разделительная полоса» — элемент дороги, … разделяющий смежные проезжие части.

  29. Юрий:

    У меня вопрос Такой. С учетом положений п 8.6. ПДД "Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. " А где же оно самое важное — пересечение проезжих частей. Это точка в центре перекрестка (условно) или это и есть перекресток. Если исходить из того что это сам перекресток, то водитель вправе совершать маневр так как ему хочется, в том числе выехав на полосу встречного движения в пределах своей проезжей части и совершить маневр не нарушив так называемый поворот правыми бортами, или же все же это точка тогда исключительно поворот левыми бортами?

  30. Топ 10 казино — лучшие казино игровые автоматы. На нашем сайте вы без труда сможете выбрать надёжное казино онлайн, почитать отзывы игроков, а также поиграть в игровые автоматы бесплатно — без регистрации и смс. Гарантия 100%. Наш сайт 10-bests-casino.com 

    ....

  31. Vilmeine:

    Помогите с отправкой жалоб. Скачал материал для дипломной себе с сайта landreferat.ru — материал оказался плагиатом. Из за этого диплома не защитил и провалил. Помогите отомстить им! Шлите жалобы на этот сайта, пусть получал по делом!

  32. Татьяна:

    Добрый вечер!

    хотелось бы узнать может ли стать территория, которая всегда была пешеходной зоной (узкий переулок), придомовой территорией по которой начали движение автомашины. При этом пешеходам с детьми и пожилым людям некуда даже отойти. Может есть какие требования к ширине дороги?

  33. Денис:

    Здраствуйте

    Произошло дтп с выездом с проезжей части с наездом на опору электропередач.

    Энергоснабжающая организация подала в суд за причиненный материальный ущерб за востановление опоры

    Вопрос первый кто должен возместить ущерб я или страховая компания.

    Вопрос второй

    Откуда считать край проезжей части если нет бордюров.

    Если от того момента как кончается асфальт то я могу добится возмещения ремонта машины так как согласно правилам ПУЭ у энергоснабжающей организации будет не соблюден габорит установки опоры от края пч.

    На данном участке дороги по краям пч лежит дорожный мусор и они считают что пч заканчивается где чистый асфальт и тогда они попадают по габаритам правильной установки опоры.

    А если этот мусор смести то под ним еще сантиметров 40 асфальт и таким образом получается пч на 40 см шире.

    Вот вчем и вопрос где заканчивается край пч очень нужны мне эти 40 см под дорожным мысором чтоб выграть суд по возмещению ремонта машины

    За ранее благодарен за ответ

  34. Дарья:

    Здравствуйте!

    Помогите разобраться — права я или нет.

    1) Я еду по микрорайону до 20 км/ч.

    Наш участок микрорайона состоит из двух пятачков по 2-3 дома, и между ними два магазина. От одного до другого идет дорога, довольно широкая, метров 12-15. Мы живем в дальнем пятачке. Проезжая к дому мы решили припарковаться у 1-го магазина.

    На дорогу, от 2-го магазина, вышли женщина и пьяный мужик, с коляской, и шли прямо мне на встречу. По дороге. А я даже не ехала уже, а останавливалась, чтоб сдать назад и припарковаться перпендикулярно у 1-го магазина. Т.е. скорость, соответственно, вообще была км 5.

    Знаков, в том числе, жилой зоны нет, хотя я еду потихоньку и аккуратно не из-за знаков.

    Разве имеет пешеход приоритет движения по этой дороге? Начал блажить, как не нормальный, сфотографировал машину, сказал жалобу писать будет.

    2) Машина жигули, прогревается несколько минут. Одна женщина вышла и говорит, что напишет жалобу в полицию, т.к. шум ей мешает. Прогреваю машину на самых низких оборотах, не орет.

    Разве это преступление и я что-то нарушаю?

    Заехали в мкрн недавно. Посмотрела, а стоят одни иномарки. Мы одни на отечественном авто.

    Буду очень благодарна за ответ.

    • Андрiй:

      Добрый день. Полагаю, Вам лучше ответят, если Вы приложите ссылку на место в Яндекс либо Гугл-карт.

      Есть ещё довольно туманное понятие «дворовая территория», на которой действуют все требования к участникам дорожного движения в жилой зоне.

      Дворовая территория. в свою очередь, означает территория имеющая все или часть признаков, присущих двору.

      В местных законах есть определение, как ограниченный по периметру участок земли, где есть зелень, детская площадка, места сушки белья и т.д. Поэтому, чтобы оценить степень «дворовости» данного места, нужно посмотреть на панорамах или, хотя бы, по карте.

  35. Андрей:

    Добрый день. Является ли карман размерами примерно 15*5 м. элементом дороги? Карман расположен вдоль дороги и непосредственно примыкает к ней на одном уровне? Разметкой он никак не выделен, отдельного въезда на его территорию нет.

    Вопрос не праздный — на данном участке дороги стоит знак 3.27 «Остановка запрещена». ГИБДД штрафует водителей, расположивших свои автомобили на территории этого кармашка.

    В соответствии с Приложением 1

    к Правилам дорожного движения Российской Федерации «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» действие знаков 3.10, 3.27 — 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены. Четко, ясно и недвусмысленно указан объект — ДОРОГА.

    Так распространяется ли действие знака 3.27 на территорию этого кармана, который никак и нигде как самостоятельный объект не идентифицируется, и в то же время считается сотрудниками ГИБДД частью дороги с соответствующим запретом на остановку на его территории?

    • Андрiй:

      Здравствуйте! Полагаю, карман подпадает под фигурирующий в правилах (п. 12.2) термин «местное уширение проезжей части».

      Действие знака же распространяется на ту сторону дороги, на которой он установлен. Местное уширение проезжей части, очевидно, относится к этой же стороне дороги.

  36. Ольга:

    Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, проезжая часть около дома (придомовая территория) является дорогой? Действуют ли установленные на придомовой территории дорожные знаки и можно ли за их несоблюдение оштрафовать?

  37. Владимiръ:

    Автор, конечно, погорячился с предсказанием смерти трамваям. Современные трамваи — это очень вместительные поезда, бесшумные и быстрые. Недаром трамвайные пути сохраняются и восстанавливаются в подавляющем большинстве цивилизованных стран.

  38. Екатерина:

    Здравствуйте!

    Скажите, можно ли проехать на прилегающую территорию предприятия, где работаешь, через тротуар (другого подъезда к зданию нет). В центре Воронежа практически все въезды во дворы и на прилегающие территории частично покрыты тротуарной плиткой.

    www.google.ru/maps/@51.67...0!7i13312!8i6656

    Сейчас знака «кирпич» нет.

  39. владимир:

    Как-во всех ответах, а в ПДД в частности обходят умолчанием ситуацию с нерегулируемым пешеходным переходом: обязан ли водитель стоять и ждать когда пройдет пешеход, пересекающий еще только проезжую часть встречного направления дорожного движения:

    — когда направления разделены только линейной разметкой;

    — трамвайными путями, не возвышающимися над уровнем проезжей части?

  40. Александр:

    Здравствуйте, а чем отличается тротуар от обочины?? Если и то, и другое примыкает непосредственно к проезжей части??

  41. галина:

    Здравствуйте, при аварии происходит такая ситуация, по проезжей части движется автомобиль, в пределах 50-70 метров выражает второй автомобиль с обочины и резко останавливается, первый автомобиль пытается уйти от сталкновения, не успевает.суть в том что выезд с обочины считается правильным и относится как выезд с дороги на проезжую часть, а если сказать не с обочины, а с прилегающей части дороги тогда вина считается первого водителя.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Это не спам (обязательно)

Наши партнеры:
GPS ГЛОНАСС Трекер Т-15 Кредитка
© 2017 Пдд онлайн